На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Sostav.ru

6 подписчиков

Опыт Лены Карин: как малый бизнес стучался в двери Чемпионата мира

Руководитель федерального проекта "Больше, чем покупка!" рассказала о продаже сувениров во время ЧМ-2018 на примере собственных кейсов

Лена Карин — основатель творческой мануфактуры «Про-Образ» и руководитель федерального проекта «Больше, чем покупка!» — анализирует методы производства и продвижения неофициальной продукции к ЧМ-2018 на примере собственных рабочих моделей.

Все серьезные бизнесы задолго готовились к Чемпионату мира по футболу в Москве, разрабатывали коллекции, планировали продажи, резервировали точки сбыта — была уверенность в процессе и понимание, что надо делать. Малый бизнес безуспешно стучал во все двери официальных организаций, которые ему не открывали, отчаянно пытался запрыгнуть в тендерное окно на футбольную вечеринку, но не был допущен к столу даже в качестве официантов.

По моим опросам многие участники нашего проекта «Больше, чем покупка!» даже получали обещания от близких к мундиалю структур, что предложения будут рассмотрены комитетом по спортивной символике, но дальше пары звонков и писем дело не пошло. Социальному бизнесу оставалось решить непростую задачу — готовить к ЧМ продукцию качественную и понемногу или успеть продать что-то быстро и дешево. Мне удалось отработать в проекте «Больше, чем покупка!» несколько рабочих моделей и все они имели свои достоинства и недостатки.

Модель на ручном управлении

Самой трудоемкой версией сувениров к ЧМ были разработки в стиле hand made. Необычные многослойные брелоки из дерева раскрашенные вручную, мячи в стиле печворк из плюша, фетровые обложки для фан ID, смешные шапки болельщиков сразу цепляли взгляд, и все кто смог найти эти сувениры на немногочисленных прилавках были восхищены качеством работы.

Однако эйфории творчества мешал важный аргумент —эти товары не были представлены в широкой продаже, не рассматривались торговыми сетями, не включались в списки официальной символики. Выставлять такие красоты приходилось под реализацию в сувенирных магазинах или на скорую руку на ярмарках.

Это привычная ситуация для производителей ручной работы, но крайне обидно понимать, что вещи, которые могли бы рассказать о нашей стране и о том, как они помогают решать социальные проблемы, не были доступны покупателям в полной мере.

Несколько позиций ручной работы мы продавали у себя в сети мини-маркетов АЗС Лукойл, но это малая часть потенциала, который мог бы быть реализован на уровне государства.

×

Модель быстрого выхлопа

Несколько компаний, отвечающие за качество жизни своих подопечных, таких как проект «Партнер» или фабрика «Прогресс» от общество слепых во Владимире, даже не пытались играть с государством в футбол и оперативно сделали недорогую, понятную всем продукцию: светоотражатели-мячи и ароматизаторы с околофутбольными картинками. Таких вариантов было много среди социальных предпринимателей: значки, магнитики, открытки.

Дешевые вещички пристроить было несложно: их с удовольствием брали магазины, мелкие оптовики и даже корпоративные клиенты на акции. Это дало возможность купить нужное оборудование, загрузить все рабочие руки и даже организовать новые рабочие места для людей с ограниченными возможностями. Но общую картину радости портили вездесущие китайские дистрибьютеры, которые демпинговали и захламляли развалами сувенирки все законные и стихийные точки продаж. Конкурировать по цене с ними было сложно и поэтому многие наши малые бизнесы в итоге подсчетов получат нереализованные остатки или убытки от «сброшенных» в минус товаров.

Жаль, что по этому поводу не было никаких регламентов на уровне устроителей чемпионата.

Модель быстрого реагирования

Многие, кто однажды прошел испытания ручным трудом или безуспешными попытками играть с ценой, в этот раз сделали ставку на креативную историю сувенирной продукции.

Мы вместе с участниками проекта «Больше, чем покупка!» разрабатывали веселые слоганы и мотиваторы для разных сувенирных коллекций. Яркий пример успешной продажи наших светоотражателей с надписью «Всегда за своих», «Держи удар!» или «Игра по правилам», которые продавались на АЗС Лукойл всегда покупались активнее, чем гораздо более дешевые китайские аналоги.

Мы отправили в магазины более 20 000 шт. в 45 регионов страны. И похожими успехами может похвастаться фабрика Лефортовского фарфора и мастерская «Белый обжиг», которые придумали много интересных спортивных идей: футбол-штофы, расписные фарфоровые тарелки с веселыми пенальти, чашки и чайники из половинок мячей.

Такие необычные сувениры-подарочки всегда идут «на ура». А вот на официальный рынок такие изделия проходят крайне редко — много деталей и гайдлайнов. Я знаю грустный пример старинной фабрики Дулево, которой не удалось сделать фарфоровый кубок, потому что вес и размер кубка должны были, по мнению FIFA, совпасть с настоящим, а сделать из фарфора такое невозможно. В итоге предприятие выпускало то, на что не было таких четких параметров.

Самыми эффективными были те, кто успевал делать сувениры с веселыми надписями или мемами, возникавшими по ходу чемпионата: «Многоногий Акинфеев» был прекрасен на значках и на магнитиках.


Чемпионат закончился, все разъехались с охапкой сувениров, их производство помогло удержать на плаву несколько бизнесов людям, решающим серьезные общественные проблемы. Такие мероприятия дают почувствовать пенсионерам, набивавшим меховые мячи в Смоленске или инвалидам-колясочникам в Гусь-Хрустальном делавшим упаковку, единство с теми, кто бегал по полю и с теми, кто был на трибунах.

Полных данных по продажам еще нет, но по итогам социального эффекта они наберут свои победные очки. Понятно одно — такие мероприятия поддерживают малый бизнес, дают возможность купить оборудование и обучить новых мастеров. Сделать товар на подъеме и видеть, что твоя продукция востребована — дорогого стоит. Для многих это большой этап, который можно пройти за год и встать на ноги. Для проекта «Больше, чем покупка!» это значит ускорить решение многих социальных проблем. Так может в следующий раз к нам отнесутся более внимательно те, кто принимает решение о такой закупке сувенирной продукции?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх